aramaia (aramaia) wrote,
aramaia
aramaia

The Daily Star: Иерусалимские армяне стоят перед неопределенным будущим

Май 15, 2011 | 15:31   http://news.am/rus/news/59400.html

Один из четырех кварталов Старого Иерусалима принадлежит армянам, хранителям древнего монастыря и библиотеки, наследникам трагической истории и 1600-летнего присутствия, которое, как опасаются некоторые, сегодня находится под вопросом. Об этом пишет ливанская The Daily Star со ссылкой на Associated Press.

Побитая ближневосточными силами, более мощными, чем они, и стремясь к лучшей жизни в других местах, эта историческая иерусалимская община видит, как ее количество постепенно опускается ниже 1000.

 

Армяне, руководимые больным 94-летним патриархом, оказываются зажатыми между евреями и мусульманами на Ближнем Востоке, освобождающемся от христиан, и между глубоким чувством принадлежности к Иерусалиму и осознанием того, что их будущее может быть в другом месте.

«Очень немногие останутся здесь, если так продолжится и дальше»,– сказал Геворк Гахведжян, владелец магазина в Иерусалиме.

Скрытный мир иерусалимских армян можно увидеть через скромную железную дверь в каменной стене. Дверь, запираемая каждую ночь в 22:30, ведет в монастырскую огороженную территорию, которая является домом для священнослужителей и нескольких сот армян-мирян. Внутри есть библиотека, медицинский консультативный пункт, два социальных клуба и школа, где сегодня в каждом классе учится в среднем лишь шесть или семь учеников.

«Мы, конечно, беспокоимся об этом. Но мы не нашли решения»,– сказал 71-летний Самуел Агоян, один из старших священников общины.

Монастырь во главе с 94-летним патриархом Торгомом Манукяном хранит и другие секреты. Он содержит вторую по величине в мире коллекцию древних армянских рукописей, 4000 текстов охраняются в часовне, которая открывается только один раз в год.

Несколько десятков священников, большинство из которых направлены в Иерусалим  церковью из других стран, останутся здесь, как и их сооружения и реликвии. Однако сама община, состоящая из мирян, под давлением и привлекательностью этого мира, может, и не останется.

В результате массового убийства армян в Османской Турции (по утверждению многих историков речь идет об истреблении 1,5 млн. армян, что оспаривается Турцией) в начале 20 века беженцы наполнили маленькую существующую общину армянских священников и мирян, и ко времени, когда Иерусалим был разделен между Иорданией и Израилем в 1948 г., армян в общине, по некоторым оценкам, насчитывалось более 25 000.

Армянам, наряду с арабскими жителями Восточного Иерусалима, были даны права на проживание в Израиле, и некоторые из них подали заявления на получение полного гражданства. Община пыталась держать нейтралитет, находясь в таком месте, где это трудно осуществимо. Отношения с израильтянами и палестинцами временами были довольно натянутыми.

Министерство внутренних дел Израиля не располагает статистикой о численности армян. Лидеры общины согласны с тем, что сейчас в городе менее 1000 армян. Молодые армяне, которые, как ожидается, должны вступать в брак с армянками, сталкиваются с нехваткой потенциальных супруг. Поскольку они, как правило, хорошо образованы, владеют английским языком и имеют родственные связи за рубежом, они имеют все, чтобы уехать.

«Тот, кто уезжает, все еще мечтает об Иерусалиме и говорит, что вернется. Но они не вернутся»,– сказал Агоян.

Другие настроены более оптимистично. 29-лений Рубен Налбандян, лидер молодежи общины со степенью магистра в области нейробиологии, полученной в Израильском университете, говорит, что отток замедлился.

Из 11 студентов в его классе в школе, по его словам, уехали только двое. Десять мужчин, как он знает, нашли невест в Армении и привели их в Иерусалим. «Как мы жили здесь 1600 лет, так будем жить здесь и дальше»,– сказал Налбандян.

 

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments