aramaia (aramaia) wrote,
aramaia
aramaia

Category:

Этнобайки. Ассирийцы

Владимир Суслов

   Моя заветная мечта: жить в собственном доме осуществилась поздно, когда уже выросли дети и появились внуки. Дом с небольшим  земельным участком я приобрёл в старом  районе города, застроенном  столетними двухэтажными купеческими особняками  и домами, как говорят сегодня, частного сектора.  Моими соседями оказались Артур Дзиваян и Василий Фотов. Оба уже немолодые и потому взаимопонимание с ними я  нашёл быстро:  разговоры о выращивании винограда, изготовлении вина  и  уходе за  фруктовыми культурами  сближают.  Правда, через пару лет Василий собрался на свою историческую родину – в  Грецию,  куда в девяностые годы уехали сыновья. А  уже чуть позже  мой бывший сосед, ставший  Вазилисом  Фотосом,   звонил мне и рассказывал, как  у них жарко, и как скучно ему в маленькой квартире.
     К этому времени в его доме поселилась  другая семья. Её хозяин, Георгий Андреев,  средних лет мужчина, приветливый и гостеприимный,  пригласил меня с женой к себе в дом «познакомиться». Его супруга  поставила на стол национальные блюда. Так я узнал, что мои соседи – ассирийцы.
И ещё я понял, что приглашение было неслучайным.  Вчера я предполагал, что у соседей собрались гости по случаю  какого-то семейного праздника, например, дня рождения. А сегодня понял, что в доме Георгия было шумно и весело потому, что 1 апреля ассирийцы празднуют Новый год (Хаб-Нисан). Вот почему на столе в горшочке  зелёные ростки пшеницы, а  дом украшен цветущими ветками плодовых деревьев (правда, искусственными).  Жена Георгия – Лиля, угощала  нас   дохвой  из рёбер баранины,  джаржиком из творога, мертохией из муки.
     И разговоры, конечно, за столом велись вокруг темы детей и внуков, национальных традиций, истории ассирийцев. Спокойным голосом хозяин  дома  на  заданные  вопросы,  двумя-тремя фразами изложил историю своего рода. Как я потом выяснил, каждый ассириец должен это знать, потому что у представителей  этого народа  о человеке  принято судить по его предкам.  В словах  моего собеседника не  замечалось ни пафоса, ни высокомерия:  у ассирийцев  не принято кем-то  или чем-либо хвастаться перед другими людьми.  Из поколения в поколение  люди  хранили  свои обычаи, знания и даже язык, на котором  говорил ещё  Иисус Христос.
     Георгий   отметил, что современное общество во многом обязано  древним ассирийцам, потому что первая регулярная армия, первый свод законов, первая библиотека появились в древней Ассирии. «Знаешь ли ты, что колесо и стекло изобрели ассирийцы? -  спрашивал  он меня. «Я  об этом, по правде говоря, никогда не задумывался», - сознался я.
      А  через пару лет  после знакомства я с удовольствием наблюдал за ярким событием в жизни  этой  семьи – свадьбой. Ассирийцы дорожат своей семьёй, и не было, как меня уверяли, ещё случая, чтобы  ассирийский мужчина   бросил   жёну  и детей. До свадьбы тщательный отбор проходит не только будущий жених или невеста, но и их родственники. Особое внимание – матери невесты. Ассирийцы считают: какая мать – такая и  дочь.
      Георгий женил сына.   Ассирийская свадьба красива. Наверное, потому, что  женщины и мужчины одеты в роскошные и дорогие одежды,  потому что  необычен для современного человека ритуал   вручения молодожёнам подарков  и  потому что у этого народа национальные танцы исполняют все в течение всего свадебного праздника, а он может длиться два дня. Движения танца знает каждый. Мужчины и женщины, дети и люди пожилые танцуют, взявшись за руки. Образуется живая цепь и в ней никто не может сбиться с ритма. Движения настолько синхронны, что создаётся впечатление, будто цепь - один организм.  Если зазвучит новая музыка, из числа гостей выходит танцор, в одной руке он держит платок, а другой приглашает всех на новый танец. Эти танцы – своеобразная проверка на принадлежность к нации. Если гость встанет в круг и начнёт танцевать, - значит это ассириец. Своею принадлежностью к ассирийской нации гордятся все, как и  историей своего народа.
     Когда  Георгий   говорит  о тысячелетней судьбе ассирийцев,   во многом трагической, в голосе рассказчика чувствовалась печальная интонация. Под владычеством Персии, Рима, Арабского халифата и Османской империи ассирийцы подвергались физическому уничтожению,  потому что были христианами,  они  испытали то, что впоследствии назовут геноцидом.  «В 21 веке,  когда лидеры многих  стран     заявляют  о культуре  и   цивилизованности  современного мира, ассирийцы в Сирии и Ираке бегут от резни и убийств по тем же религиозным причинам,  что  и сотни лет назад», - твёрдо выговаривая каждое слово,  скажет    Георгий, когда мы заговорим  с ним о событиях на Ближнем Востоке.
      История многому учит. Говорят, чтобы увидеть своё будущее, нужно посмотреть на прошлое  других   стран. Например, на историю Ассирии, в которой многовековое могущество в один миг превратилось в многовековое  страдание  народа - по вине  правителей.  Вспоминается  миф:  «Во времена военного могущества Ассирии, царь осознал, что его  боятся,  ему поклоняются,  потому что он  покорил все страны. И настало время сразиться с самим богом. Повелел  тогда  царь построить башню до небес. И увидел бог  в этом  дерзость, и разрушил  башню, а ассирийцев навсегда лишил государства. С тех пор разбросан этот народ  по разным странам, и нет у него правителей – ни добрых, ни злых».
     Этот  миф  говорит нам: «Берегите  землю, на которой живёте,  потому что  это  территория  вашей страны.  Не позволяйте правителям своих государств уверовать, что они боги».


© Copyright: Владимир Суслов, 2015
Свидетельство о публикации №215062600459
Tags: assyrian suryaniler ассирийцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments